Методическая работа

Тема методической работы школы:

« Достижение современного качества образования и воспитания через формирование мотивации достижений учащихся»

 Темы самообразования педагогов

 

Фамилия, имя и отчество

Тема

  1.  

Латуш Наталия Григорьевна

Обучение основам геометрии в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования

 

  1.  

Филонова Татьяна Александровна

Повышение мотивации и качества знаний обучающихся

  1.  

Федяев Юрий Федорович

 Развитие системы самоуправления в ученическом коллективе

 

  1.  

Боева Наталья Петровна

Проектная деятельность в начальных классах

 

  1.  

Потоцкая Инна Васильевна

Стихотворный текст и его углубленное изучение на уроках русского языка литературы

  1.  

Иванова Елена Владимировна

Возможности применения ИКТ на уроках русского языка и литературы, занятий элективных курсов и во внеурочной деятельности

  1.  

Новикова Рита Ивановна

 

Использование проектного обучения на уроках русского языка

  1.  

Пащенко Наталья Викторовна

Формирование универсальных учебных действий в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

  1.  

Тарасова Ольга Сергеевна

Игровые технологии на уроках русского языка

  1.  

Беляева Наталия Павловна

Обучение основам алгебры в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

  1.  

Вакуленко Елена  Александровна

Формирование алгоритмического мышления и повышение уровня информационной культуры как задача современного школьного математического образования

  1.  

Кибер Елена Федоровна

 

Современные средства оценивания учебных достижений по математике в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Система критериального оценивания

  1.  

Лознова Елена Вадимовна

Использование метода проектов для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся

  1.  

Литвинова Галина Анатольевна

Современные подходы к преподаванию английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

  1.  

Руднева Татьяна Николаевна

Современные методы обучения иностранному языку. Повышение мотивации в изучении иностранного языка

  1.  

Рахматуллаев Александр Владимирович

Современные подходы к преподаванию английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

  1.  

Бабкина Ольга Евгеньевна

Развитие мотивации изучения английского языка в целях формирования социализированной личности

  1.  

Олейник Вера Александровна

Формирование универсальных учебных действий на уроках немецкого языка в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

  1.  

Овчаренко Виктория Николаевна

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории  в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

  1.  

Бруки Лятиф Маммад

 

Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования

  1.  

Шевцова Ирина Ивановна

Системно – деятельностный подход в изучении музыки

  1.  

Уварова Лариса Альбертовна

Формирование у учащихся компетентностного подхода в изучении физики

  1.  

Сердюкова Людмила Викторовна

Разноуровневое обучение как фактор развития индивидуальных способностей учащихся

  1.  

Меледина Валентина Николаевна

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

  1.  

Труфанова Наталья Алексеевна

Системно – деятельностный подход в изучении биологии и географии

  1.  

Гронь Юрий Григорьевич

Введение самбо в школу. Методы проведения занятий

  1.  

Таджибов Таджиб Вячеславович

Здоровьесберегающие технологии в МОБУ СОШ № 5

  1.  

Иванов Григорий Петрович

Современный подход к преподаванию технологии в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

  1.  

Турчина  Ольга Викторовна

Обеспечение высокого качества образования учащихся  через повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя

  1.  

Диброва Светлана Федоровна

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования

  1.  

Гамбарова Ольга Валентиновна

Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках технологии

  1.  

Домащенко Ирина Анатольевна

Сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученныхв одних предметах на другие учебные ситуации и задачи

  1.  

Александрова Людмила Николаевна

Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий

  1.  

Колесник Галина Валерьевна

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

  1.  

Скидан Марина Ивановна

Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

  1.  

Шостак Наталья Николаевна

Групповая работа на уроках окружающего мира

  1.  

Макарова Валентина Августовна

Особенности проектной деятельности в начальных классах

  1.  

Якубина Татьяна Викторовна

Методика проведения экскурсий на уроках окружающего мира

  1.  

Брославская Наталья Николаевна

Активные методы обучения как способ формирования умений у учащихся начальных классов

  1.  

Белоус Яна Александровна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

  1.  

Федяева Ольга Дмитриевна

Развитие творческих способностей в трудовой деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

  1.  

Гарькуша Ольга Анатольевна

Формирование готовности обучающихся к итоговому тестированию в начальной школе

  1.  

Дух Вера Григорьевна

 

Активные методы обучения как способ формирования метапредметных умений у учащихся начальных классов

  1.  

Коробкина Ирина Николаевна

Совершенствование компетентности библиотечных специалистов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

  1.  

Ярошенко Светлана Николаевна

Профилактическая работа с детьми «группы риска»

  1.  

Мацакова Дарья Васильевна

Влияние семьи на адаптацию первоклассников

  1.  

Романовский Роман Геннадьевич

Развитие у обучающихся туристических навыков

13.01.2020 г. Поздравляем Брославскую Наталью Николаевну - призера муниципального этапа краевого конкурса «Учитель года Кубани - 2020»!

Способы создания мотивации для изучения английского языка

Из опыта работы

Рудневой Татьяны Николаевны, учителя  английского языка 

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

средней общеобразовательной школы № 5

имени трижды Героя Советского Союза

Александра Ивановича Покрышкина

муниципального образования Кореновский район

Краснодарского края

 

          В статье представлен опыт создания условий для повышения мотивации  учащихся к изучению английского языка и  дальнейшего развития интеллектуальных их творческих способностей. Даны пять типов мотивации (целевая мотивация, мотивация успеха, страноведческая, эстетическая,  инструментальная). Приведены эффективные технологии для урочной деятельности, освещаются некоторые способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.

Ключевые слова: мотивация,учебная деятельность, внеурочная деятельность, деятельностный подход,  познавательная активность,  творческий потенциал.

      Изучение иностранного языка - это процесс, требующий довольно продолжительного времени и регулярности занятий. Как формировать и поддерживать устойчивый интерес учеников к предмету? Этот вопрос волнует многих моих коллег. Введение ФГОС ставит перед нами новые задачи, обязательные при реализации основных образовательных программ.  На первом месте стоит  развитие личностных, метапредметных и предметных умений. А также большое внимание уделяется созданию основы для формирования интереса к дальнейшему изучению предмета и развитию навыков самонаблюдения и самооценки. Учителю, желающему  шагать в ногу со временем очень важно научиться конструировать современные уроки, которые  должны быть прогрессивными, интересными, познавательными и креативными.  Для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, вера в себя и в своих любознательных учеников.

            Мотивация -  основной  компонент  всей учебной деятельности, так как при отсутствии желания учиться сам процесс  теряет свою значимость, перестает способствовать развитию личности. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ученика возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!» 

 Условия возникновения и становления опыта:

-         Внедрение новых педагогических технологий в работу;

-         создание на уроках благоприятной  атмосферы для работы, сопережи­вание, соучастие и т.д.;

-         постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые  увлекают учащихся;

-         накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;

-         наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного ин­тереса учащихся к изучению предмета.

 Цель педагогического опыта:

     Систематизирование  приемов повышения мотивации,  создание  благоприятных условий для  использования английского языка  на уроках и во внеурочной деятельности. 

Задачи:

- изучить эффективность приемов повышения учебной мотивации к урокам английского языка

- обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся,

- развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

Типы мотивации:

1.Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

2.Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

3.Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. Понимание культуры, обычаев, традиций  имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

4 .Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.

5.Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

         На уроках учитель призван  творчески решать  задачи в своей профессиональной деятельности.  Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Современные образовательные технологии и цифровые ресурсы, систематическое использование на уроках развивающего и проблемного обучения, проектных, игровых и здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологийиспользование разных форм уроков с целью  повышения мотивации к изучению предмета и развития познавательной активности учащихся  необходимы каждому современному учителю.  Учет   возрастных  и  психологических  особенностей  учащихся так же немаловажен. Использование всех этих методов в системе дает хороший результат.  Благоприятный  психологический  климат на уроках  позволяет учащимся  чувствовать  себя  комфортно, в результате их учебная активность повышается.  Для достижения положительных результатов  целесообразно разнообразить  уроки, используя опыт российских и зарубежных коллег.

 

 

 

Эффективные технологии для урочной деятельности:

 Название используемой технологии

Применение/Использование

Результат

1

Информационно-коммуникационная

Компьютер, Интернет для подготовки к урокам и открытым мероприятиям. Участие в Интернет форумах и проектах, обмен опыта с коллегами в сети Интернет. Размещение разработок на сайте.

Повышение интереса к предмету,  и совершенствование умения участвовать в виртуальных  формах общения.

2

Личностно-ориентированный подход

Вовлечение каждого ученика в учебный процесс, использование доступных заданий на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Создаётся атмосфера успешности для каждого ученика, возрастает уверенность в своих силах.

3

Проектная деятельность

В рамках программного материала практически по любой теме на уроках в конце каждого раздела. В совместной учебной деятельности при групповой работе над проектом.

Реализация  интереса к предмету и подъем на более высокую ступень обученности. Лучшее усвоение материала и повышение ответственности за результат работы группы. Практическая значимость результатов, развитие творческих способностей.

4

Исследовательская

В работе с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам, во внеурочной деятельности и в воспитательной работе.

 Свободное ориентирование в большом количестве источников информации и  грамотный отбор материала помогающий  раскрыть  учащимся предмет своего исследования. Участие в  научно-практических конференциях на школьном, муниципальном, зональным, краевом уровнях.

5

Обучение в сотрудничестве

Работа в парах и малых группах в  урочной деятельности,  при обучении устной речи.

Учиться вместе эффективнее. Повышается результативность обучения.

6

Технология активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся:

Использование игровых приемов, ролевых игр, творческих заданий, «мозгового штурма» и других способов активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся.

Развивается познавательный интерес, активизируется мыслительная деятельность учащихся, увеличивается число учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

7

Здоровьесберегающие технологии.

Соблюдение   режима школьных занятий. Построение урока с учетом работоспособности детей.

Использование наглядности.

Выполнение гигиенических требований к уроку.

Создание благоприятного эмоционального настроя на уроке.

Использование  на уроках  приема релаксации.

Вырабатывает привычку к правильному образу жизни, правильному питанию, дыханию.

Увеличивается работоспособность учащихся  в течение урока, дня и недели.

 

8

Организация самостоятельной работы учащихся

На уроках и во внеурочной деятельности, в том числе с учащимися, задействованными в исследовательской работе.

Развивается самостоятельность, чувство ответственности, уверенность в себе.

9

TBL- task based learning. Обучение на базе заданий без опоры на правила и объяснения.

Используется на уроках для развития способности сопоставлять и анализировать.  

Активизируется мыслительная деятельность учащихся, которые делают самостоятельные выводы, сами для себя формулируют правило, обсуждают свои умозаключения в группе, затем применяют при выполнении других заданий

 

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка:

    Вечно изобретать, пробовать, 

совершенствовать и совершенствоваться

– вот  единственный путь  учительской жизни.
 (К.Д. Ушинский)

   Существуют разные способы стимулирования учащихся к изучению английского языка. Вот  некоторые из них.

Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

   Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также  моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. На мой взгляд,  это одно из самых важных слагаемых в процессе освоения языка, позволяющее приобрести позитивный опыт.

Переписка учеников с их зарубежными сверстниками

    С появлением  Интернета стало возможным общение с жителями других стран. Общение в социальных сетях, чатах, на форумах, в онлайн играх развивают интерес к изучению языка и способствуют его развитию. Переписка учеников с их  сверстниками — ненавязчивый вариант, который реально работает на многих школьниках. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка. Перевод письма или реплик в чате, написанных носителем языка, представляет немалую сложность для наших школьников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем. Переписка расширяет запас лексики. Причем они получают наиболее актуальную для них лексику от своих сверстников, которая  характеризуется высокой частотностью. Общение с зарубежными друзьями в письменной форме благотворно сказывается на  способности излагать мысли на английском языке и помогает в освоении письма личного характера, которое требуется писать в формате ГИА.

 Внедрение азартных технологий

Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Эти технологии широко используются британскими учителями, я познакомилась с  этим  видом работы в Кембридже во время стажировки  и затем опробовала его на своих учениках.  Групповая настольная игра «Лексический конструктор» — один из примеров использования новой технологии азартного изучения английского языка. Для игры учителю нужно подготовить учебное пособие, состоящее из нескольких карточек. На каждой карточке записывается английское слово: существительное, прилагательное, числительное или местоимение. Записанные слова должны составлять взаимозаменяемые выражения из нескольких элементов. Так можно составить 20 выражений с использованием следующих элементов: порядкового числительного, существительного, обстоятельства места, выраженного существительным с предлогом (всего 3 элемента). В процессе игры происходит комбинирование. Игра строится на собирании элементов в единое целое, поэтому при отборе выражений для игры, важно учитывать необходимость их взаимозаменяемости (карточки будут попадаться учащимся в произвольном порядке). В основу может лечь любая модель языка, состоящая из трех или четырех элементов. Содержание учебного комплекта зависит от задач конкретного урока. Подготовка такого комплекта занимает определенное время, но полученный набор карточек в дальнейшем экономит силы и время учителя, а главное, делает процесс обучения более интересным для всех его участников. По ходу выполнения задания они обмениваются мнениями и учатся друг у друга.

Работа с газетными материалами

     Одной из целей преподавания английского языка является приближение образовательного уровня учащихся к европейскому стандарту. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англо-говорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь частью культуры страны изучаемого языка. Обращение к газетному материалу обусловлено несколькими причинами. Во-первых, газетная лексика является актуальной и современной. Через ее призму учащиеся понимают особенности стилистики и новые явления в языке. Во-вторых, информация, содержащаяся в газетных публикациях, помогает школьникам понять современные тенденции в обществе, повысить их культурологическую компетенцию. В-третьих, газетные материалы содержат дискуссионные вопросы, которые помогают организовать обсуждение и тем самым развивают навыки успешного общения с использованием лексических единиц по заданной теме.

     В процессе работы над статьей учитель развает у учащихся навыки комплексного подхода: овладеть различными видами работы с текстом (поисковое, просмотровое, ознакомительное), тренировать умение работать с контекстом для правильного использования лексических единиц, для использования корректного перевода. Кроме того, газетная лексика и тематика статей является прекрасным материалом для подготовки дискуссий и выражения своего собственного мнения, что полезно для развития навыка говорения.

 

 

Внеурочная деятельность

      Внеурочная деятельность - широкий спектр занятий,  направленных на развитие школьников, способствующих развитию мотивации в изучении иностранного языка.

      Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах  является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Такие виды деятельности мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях ведет к углубленному изучению предмета, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Применение полученных знаний на практике и соревнование  не только со сверстниками, но и с самим собой,  возможность подняться на очередную ступень к вершине знаний.  Учащиеся становятся заинтересованными в развитии собственного образования.

Результативность:

    В классах, в которых регулярно используются выше перечисленные методы,  повышается уровень познавательной активности учащихся.  В результате, успешность возрастает.

     Итак, на школьном уровне закладываются основы владения английским языком как средством общения, что дает возможность рассматривать язык не только как объект изучения, а использовать его на практике как полезный инструмент.

       Таким образом, сочетание современных  образовательных технологий и форм организации учебного процесса наряду с созданием атмосферы сотрудничества и успеха представляются наиболее эффективными и в системе дают положительные результаты.

Список литературы:

1.     Бреслав Г. М. Психология эмоций. — М.: Смысл, 2004

2.     Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ, № 6 2000

3.     Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками// Иностранные языки в школе. — 1985. № 5

4.     Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования  // Народное образование. –  2001. – № 8. –  С. 77–89.

5.      Савёлова М. С. Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС [Текст] / М. С. Савёлова // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 283-285.

 

6.     Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с.

Методические материалы учителя английского языка Рудневой Т.Н.: Сценарий урока в 10 классе "Шекспир и его литературное наследие"; статья "Способы создания мотивации для изучения английского языка"

Разработка урока географии Труфановой Н. А. в 8 классе "Миграции населения России"