Информационная безопасность

В ноябре наша школа участвует в краевой акции «Не говори!», которая направлена  на противодействию кибермошенничеству. Проводятся уроки по киберграмотности, организовывается трансляция видеоуроков и аудиоуроков по финансовой грамотности. На стендах школы размещены информационные материалы

 Видеоролики по киберграмотности (общие)

https://disk.yandex.ru/d/3jRM483_H1ALfg

 

Видеоролики для информационной кампании «Не говори»

https://disk.yandex.ru/d/CK-zFN98eqIR_A

 

 Аудиоролики по финансовой грамотности

 

https://fincult.info/

 

Материалы по информационной безопасности детей http://iro23.ru/informacionnaya-bezopasnost

Приказ об утверждении ПОЛОЖЕНИЯ о защите обучающихся от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 5 имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина муниципального образования Кореновский район скачать  

ПОЛОЖЕНИЕ о защите обучающихся от информации,причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 5 имени трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина муниципального образования Кореновский район скачать  

Положение о школьном сайте и контент-фильтрации в сети Интернет http://school5.kor.kubannet.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/internet.zip

 

Утверждено

Приказом от 1.09.2018 г. №415а

Директор МОБУ СОШ №5

 ____________ В. В. Домащенко

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Совете МОБУ СОШ №5 МО Кореновский район по регламентации доступа к информации в сети Интернет

 

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет деятельность Совета по контентной фильтрации по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (далее - Совет).

1.2. Целью создания Совета является принятие мер для исключения доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания учащихся.

1.3. Деятельность Совета осуществляется в соответствии с действующим

законодательством и подзаконными актами:

· Конституцией РФ

· Конвенцией ООН о правах ребенка

· Законом РФ «Об образовании»

· указами и распоряжениями Президента и Правительства РФ

· Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (№ 149-ФЗ от 27 июля 2006 г.).

· Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

· Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».

· специальными познаниями, в том числе полученными в результате профессиональной деятельности по рассматриваемой тематике

· интересами учащихся, целями образовательного процесса

· рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети Интернет.

1.4. Совет взаимодействует с руководством школы, её органами самоуправления.

1.5. Осуществление членами Совета своих функций производится на безвозмездной основе.

1.6. Отнесение определенных категорий и/или ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, осуществляется на основании решений Совета лицом, ответственным за работу Интернета и ограничение доступа.

1.7. Категории ресурсов, в соответствии с которыми определяется политика использования сети Интернет в образовательном учреждении и доступ, к которым регулируется техническими средствами и программным обеспечением контекстного технического ограничения доступа к информации, определяются в установленном порядке согласно «Классификатору информации, распространение которой запрещено либо ограничено в образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации»

(Приложение 1).

2. Задачи Совета.

2.1. Совет:

· организует мероприятия по проверки эффективности применяемых мер

обеспечивающих ограничение доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с

задачами образования и воспитания обучающихся;

· организует общественный контроль по вопросам регламентации доступа к

информации в сети Интернет и создание безопасных условий его осуществления;

· организует изучение запросов обучающихся, их родителей (законных

представителей), работников школы к информации сети Интернет;

3. Содержание работы и функции Совета.

3.1. Совет:

· принимает решения о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образовательного процесса с учетом социокультурных особенностей конкретного региона, с учетом мнения членов Совета, а также иных заинтересованных лиц, представивших свои предложения в Совета;

· определяет эффективность аппаратных и/или программных средств контентной

фильтрации, информирует об этом руководство школы.

4. Организация работы Совета

4.1. Состав Совета: заместители директора, педработники, электроник.

4.2. Председатель Совета назначается директором ОО.

4.3. Очередные собрания Совета проводятся с периодичностью, установленной

Советом.

4.4. Принятие решений о политике доступа к ресурсам/группам ресурсов сети Интернет осуществляется Советом самостоятельно при необходимости либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут привлекаться:

· учителя ОО и других образовательных учреждений;

· лица, имеющие специальные знания либо опыт работы в соответствующих областях;

· представители органов управления образованием.

5. Права и обязанности Совета

5.1. Все решения Совета своевременно доводятся до сведения всех участников

образовательного процесса.

5.2. Совет имеет право:

· потребовать обсуждение вне плана любого вопроса, касающегося регламентации доступа к информации в сети Интернет;

· вносить предложения по совершенствованию работы ОО в данном вопросе.

5.3. Совет несет ответственность за:

· компетентность принимаемых решений;

· соблюдение данного положения;

 

· реализацию задач.

Приложение 1

Классификатор информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации

№ п/п

Наименование тематической категории

Содержание

1

Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды; пропаганда порнографии и антиобщественного поведения.

- информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды;

— информация, пропагандирующая порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

2

3лоупотребление свободой СМИ /экстремизм

информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающая терроризм, содержащая другие экстремистские материалы

3

3лоупотребление свободой СМИ / наркотические средства

сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров

4

Злоупотребление свободой СМИ/ информация с ограниченным доступом

сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции

5

3лоупотребление свободой СМИ/ скрытое воздействие

информация, содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье

6.

Экстремистские материалы или экстремистская деятельность (экстремизм)

А)экстремистские материалы, т. е. предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

Б) экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя деятельность по распространению материалов (произведений), содержащих хотя бы один из следующих признаков:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; о

— осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;

— возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

— унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков,
хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной
ненависти либо вражды, а равно по мотивам
ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

— пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их
отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; воспрепятствование законной деятельности
органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его
применения;

— публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке должностных обязанностей;

— посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

— нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда, здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением.

7.

Вредоносные программы

Программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

8

Преступления

- клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию);

— оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприлично форме);

— публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;

— склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ;

— незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов;

-публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

— информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также пропаганду социального, расового, национального и религиозного неравенства;

— публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

9

Ненадлежащая реклама

информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий

10

Информация с ограниченным доступом

информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную специально охраняемую законом тайну

 

 

Управление образования администрации Кореновского района

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

муниципального образования

Кореновский район

 

 

 

ПРИКАЗ

 

  28.12.2018г.                                                              № 607

 

Ст. Платнировская

 

 

«Об упорядочении организации режима работы МОБУ СОШ 5 МО Кореновский район»

 

 

        В соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 20.12.2018 года                         № 4522 «Об упорядочении организации режима работы образовательных организаций», в целях сохранения здоровья обучающихся, повышения качества и эффективности образовательного процесса, соблюдения прав участников образовательного процесса, формирования здорового психологического климата в МОБУ СОШ № 5 МО Кореновский район

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1.  Утвердить Положение об использовании сотовых телефонов и других средств коммуникации в МОБУ СОШ № 5 МО Кореновский район, регламентирующее использование обучающимися и  педагогическими работниками личных мобильных электронных устройств во время образовательного процесса (урочной и внеурочной деятельности).

2.   Классным руководителям проинформировать обучающихся и родителей обучающихся (законных представителей) об общественной значимости формирования у детей и молодежи культуры использования электронных устройств.

3.   Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора по ВР Федяева Ю.Ф.

 

 

Директор МОБУ СОШ № 5                                                В.В. Домащенко

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

протокол № _4__

от  28.12.2018

Утверждаю:

Директор МОБУ СОШ№5

МО Кореновский район

____________ В.В.Домащенко

Приказ №  607 от 28.12.2018

 

 

Положение

об использовании сотовых телефонов и других средств коммуникации

в МОБУ СОШ № 5 МО Кореновский район

1.  Общие положения.

1.1.             Настоящее Положение об использовании сотовых (мобильных) телефонов и других средств коммуникации  на территории МОБУ СОШ № 5 МО Кореновский район (далее – Положение) разработано в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края № 4522 от 20.12.2018 «Об упорядочении организации режима работы образовательных организаций»,  устанавливается для обучающихся с целью упорядочения и улучшения организации режима работы школы, защиты гражданских прав всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей (законных представителей), работников школы.

1.2.             Соблюдение Положения содействует повышению качества и эффективности получаемых образовательных услуг, способствует созданию психологически комфортных условий учебного процесса, обеспечивает защиту школьного пространства от попыток пропаганды культа насилия и жестокости.

1.3.              Положение также разработано в целях уменьшения вредного воздействия на обучающихся радиочастотного и электромагнитного излучения от сотовых (мобильных) телефонов, повышения уровня дисциплины.

2.  Основные понятия.

Сотовый телефон - средство коммуникации и составляющая имиджа современного человека, которую не принято активно демонстрировать.

Пользователь - субъект образовательного процесса, пользующийся сотовым телефоном.

Пропаганда культа насилия и жестокости посредством телефонадемонстрация и распространение окружающим видео- или фото-сюжетов соответствующего содержания (в нарушение Закона РФ «Об особых правилах распространения эротической продукции и запрете пропаганды культа насилия и жестокости»).

3.   Условия применения сотовых (мобильных) телефонов.

3.1.             Использование средств мобильной связи (сотовых (мобильных) телефонов) даёт возможность:

- контролировать местонахождение ребёнка (обучающегося), его самочувствие;

- осуществлять обмен различными видами информации.

3.2. Не допускается пользование средствами мобильной связи (сотовый (мобильный) телефон) во время ведения образовательного процесса (урочная деятельность, внеклассные мероприятия) в школе.

3.3. На период ведения образовательного процесса (урочная деятельность, внеклассные мероприятия) в школе владелец сотового (мобильного) телефона должен отключить его, либо отключить звуковой сигнал телефона поставив его в режим вибровызова.

3.4. Средства мобильной связи во время ведения образовательного процесса в школе должны находиться в портфелях (по возможности в футляре) обучающегося или в установленном классным руководителем.

3.5. Ответственность за сохранность сотового (мобильного) телефона лежит только на его владельце (родителях, законных представителях владельца). Все случаи хищения имущества рассматриваются в установленном законом порядке и преследуются в соответствии с законодательством РФ.

3.6.  Обучающиеся могут использовать на уроке планшеты или электронные книги в рамках учебной программы только с разрешения учителя и с учетом норм, установленных СанПиНом 2.4.2.2821-10.

3.7. Педагогическим и другим работникам максимально ограничивать себя в пользовании телефоном в присутствии обучающихся. Учителя во время учебного процесса имеют право пользоваться телефоном для связи с администрацией школы или представителями обучающихся.

4. Права обучающихся (пользователей).

4.1. Вне уроков и иного образовательного процесса пользователь имеет право применять сотовый (мобильный) телефон в здании школы для связи с родителями или лицами заменяющими их.

5. Обязанности обучающихся (пользователей).

5.1. Пользователь обязан помнить о том, что использование средств мобильной связи во время образовательного процесса является нарушением.

5.2. Пользователь обязан помнить о том, что использование средств мобильной связи для сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (п. 1 ст. 24 Конституции РФ).

6. Обучающимся (пользователям) запрещается:

6.1. Использовать сотовый (мобильный) телефон в период образовательного процесса в любом режиме (в том числе как калькулятор, записную книжку, часы и т.д.).

6.2. Использовать сотовый (мобильный) телефон как фото- (видео) камеру на уроках, нарушая тем самым права участников образовательного процесса на неприкосновенность частной жизни.

6.3. Прослушивать радио и музыку.

6.4. Демонстрировать фотографии и снимки, видеозаписи, оскорбляющие достоинство человека, пропагандировать жестокость и насилие посредством сотового (мобильного) телефона, сознательно наносить вред имиджу школы.

6.5. Обучающимся строго запрещено вешать телефон на шею, хранить его в карманах одежды, а также подключать телефон к электрическим сетям образовательного учреждения для зарядки.

7. Ответственность за нарушение Положения.

За нарушение настоящего Положения для обучающихся предусматривается следующая дисциплинарная ответственность:

7.1. В случае отказа пользователя выполнять условия пользования сотовым (мобильным) телефоном, обозначенными в данном Положении делается запись о замечании в дневнике обучающегося и ставятся в известность родители о нарушении данного Положения.

7.2. За неоднократное нарушение, оформляется докладная на имя директора, проводится разъяснительная беседа с обучающимся, в присутствии родителей (законных представителей).

 7.3. При повторных фактах нарушения обучающемуся (с предоставлением объяснительной записки) объявляется выговор, сотовый телефон передается на ответственное хранение классному руководителю.  Сотовый телефон передается родителям обучающегося, после проведения собеседования с администрацией школы.  По согласованию с родителями (законными представителями) накладывается запрет ношения сотового телефона на ограниченный срок.

8. Иные положения

8.1. Родителям (законным представителям) не рекомендуется звонить детям (обучающимся) во время ведения образовательного процесса в школе без особой необходимости. В случае форс-мажорной ситуации необходимо звонить классному руководителю.

8.2. Участникам образовательного процесса необходимо соблюдать культуру пользования средствами мобильной связи:

- громко не разговаривать;

- не включать музыку;

- при разговоре соблюдать правила общения.

 

8.3. Школа не несёт материальной ответственности за утерянные средства мобильной связи.

В Российских школах проходит Единый урок по безопасности в Интернет

Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.

Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций.

Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В нашем учреждении пройдут тематические уроки, родительские собрания и другие мероприятия.

 

Обучающихся мы просим регистрацию на сайте квеста по цифровой грамотности «Сетевичок» www.Сетевичок.рф, а их родителей (законных представителей) пройти опрос на сайте www.Родители.сетевичок.рф.

Открылся портал http://персональныеданные.дети/. Тема данного сайта "Что ты знаешь о защите персональных данных?". Разделы портала: Советы, конкурсы, игры, тесты и др.

 

Информационная памятка для обучающихся

 

 С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь тебе безопасно находиться в сети.

 

 Компьютерные вирусы

 

 Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.

 

 Методы защиты от вредоносных программ:

 

1.      Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;

 

2.      Постоянно устанавливай пачти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью дорабтки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;

 

3.      Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;

 

4.      Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;

 

5.      Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;

 

6.      Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проференных источников;

 

7.      Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.

 

 Сети WI-FI

 

 Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд «WECA», что обозначало словосочетание «Wireless Fidelity», который переводится как «беспроводная точность».

 

До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура «Wi-Fi». Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность». 

 

Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.

 

Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:

 

1.      Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;

 

2.      Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;

 

3.      При использовании Wi-Fi отключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;

 

4.      Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;

 

5.      Ипользуй только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://»;

 

6.      В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.

 

 Социальные сети

 

 Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.

 

Основные советы по безопасности в социальных сетях:

 

1.      Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;

 

2.      Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;

 

3.      Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;

 

4.      Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;

 

5.      Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;

 

6.      При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8; 

 

7.      Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

 

 Электронные деньги

 

 Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги. 

 

Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.

 

В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной. 

 

Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

 

Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

 

1.      Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;

 

2.      Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;

 

3.      Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;;

 

4.      Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

 

 Электронная почта

 

 Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

 

Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:

 

1.      Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;

 

2.      Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;

 

3.      Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;

 

4.      Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;

 

5.      Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;

 

6.      Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;

 

7.      Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;

 

8.      После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».

 

 Кибербуллинг или виртуальное издевательство

 

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

 

Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

 

1.      Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;

 

2.      Управляй своей киберрепутацией;

 

3.      Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;

 

4.      Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;

 

5.      Соблюдай свой виртуальную честь смолоду;

 

6.      Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;

 

7.      Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;

 

8.      Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.

 

 Мобильный телефон

 

 Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.

 

Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.

 

Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.

 

Основные советы для безопасности мобильного телефона:

 

1.      Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;

 

2.      Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?

 

3.      Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;

 

4.      Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;

 

5.      Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;

 

6.      После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;

 

7.      Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;

 

8.      Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;

 

9.      Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

 

 Online игры

 

Современные онлайн-игры – это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.

 

Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов.

 

В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.

 

Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:

 

1.      Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков;

 

2.      Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов;

 

3.      Не указывай личную информацию в профайле игры;

 

4.      Уважай других участников по игре;

 

5.      Не устанавливай неофициальные патчи и моды;

 

6.      Используй сложные и разные пароли;

 

7.      Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.

 

 Фишинг или кража личных данных

 

Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивиfшь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом.

 

Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).

 

Основные советы по борьбе с фишингом:

 

1.      Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;

 

2.      Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;

 

3.      Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;

 

4.      Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;

 

5.      Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;

 

6.      Отключи сохранение пароля в браузере;

 

7.      Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.

 

 Цифровая репутация

 

 Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни. «Цифровая репутация» - это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете.

 

Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в сети. 

 

Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу. 

 

Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.

 

Основные советы по защите цифровой репутации:

 

1.      Подумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;

 

2.      В настройках профиля установи ограничения на просмотр твоего профиля и его содержимого, сделай его только «для друзей»;

 

3.      Не размещай и не указывай информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать.

 

 Авторское право

 

 Современные школьники– активные пользователи цифрового пространства. Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность. 

 

Термин «интеллектуальная собственность» относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги , и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и музыкальными произведениями. 

 

Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание. Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете. 

 

Использование «пиратского» программного обеспечения может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установленный не легальная программа. Не стоит также забывать, что существует легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.

 

О портале

 

 Сетевичок.рф – твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом. А также принять участие в конкурсах и стать самым цифровым гражданином!

Памятка для родителей об информационной безопасности детей

 Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

 В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

1.      информация, запрещенная для распространения среди детей;

2.      информация, распространение которой ограничено среди детей     определенных возрастных категорий.

3.      К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

4.      информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

5.      способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

6.      обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

7.      отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

8.      оправдывающая противоправное поведение;

9.      содержащая нецензурную брань;

10.  содержащая информацию порнографического характера.

 К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

1.      информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2.      вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3.      представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4.      содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

 С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

 Общие правила для родителей

 1.      Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

2.      Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

3.      Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

4.      Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

5.      Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

 Возраст от 7 до 8 лет

 В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

 Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет

1.      Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

2.      Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

3.      Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

4.      Используйте специальные детские поисковые машины.

5.      Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

6.      Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

7.      Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.

8.      Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

9.      Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

10.  Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

11.  В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

12.  Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

13.  Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».

14.  Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

 Возраст детей от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

1.      Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

2.      Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.

3.      Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему,  что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.

4.      Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

5.      Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

6.      Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.

7.      Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.

8.      Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.

9.      Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

10.  Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

11.  Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

12.  Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.

13.  Расскажите детям о порнографии в Интернете.

14.  Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

15.  Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

 Возраст детей от 13 до 17 лет

 В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

 

Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

 

Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

 

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

1.      Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).

2.      Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

3.      Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

4.      Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

5.      Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

6.      Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

7.      Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

8.      Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

9.      Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

10.  Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

11.  Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

12.  Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.

13.  Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

14.  Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

 

Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.