Функциональная грамотность

Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования

 

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

 

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

 

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

 

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

 

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

 

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

 

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;

 

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

 

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.

 Методические пособия по функциональной грамотности. По ссылке https://apkpro.ru/functionalskills/ можно найти рабочие тетради. https://cloud.mail.ru/stock/5yq5Jsey8LZdbb33JGAaEuZp

Документы по организации работы по повышению функциональной грамотности учащихся скачать

Руководство пользователя при работе в системе РЭШ скачать

Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности скачать

 

 

На сайте ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края опубликованы сборники:

- «Лучшие практики организации деятельности обучающихся, направленные на формирование естественно-научной деятельности» (содержит разработки уроков, внеурочных мероприятий и заданий по биологии, географии, химии и физике, направленные на формирование естественно-научной грамотности);

- «Сборник рабочих программ элективных курсов, направленных на формирование естественно-научной грамотности» (содержит рабочие программы элективных курсов и внеурочной деятельности по биологии, географии, химии и физике).

         С указанными материалами можно ознакомиться на странице кафедры естественно-научного и экологического образования в разделе методические материалы, функциональная грамотность.

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru (для учителей и обучающихся);
    ресурсы ФГБУ «Федеральный институт педагогических измерений», открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9классы), сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности»:https://fipi.ru/otkytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
    банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ ), который включает в себя материалы для обучающихся 5-9 классов и учителей по следующим направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.